«Жадность наших олигархов не оставляет государству другого выхода...»
Юрий Афонин
Зампред Центробанка Алексей Заботкин сообщил, что изменение ставки на 0,5 п.п. на ближайших заседаниях, в частности, 13 февраля, «погоды не делает — важна траектория».
«Сейчас мы наблюдаем крайне негативную тенденцию в промышленности, связанную с дорогими кредитами и постоянно ослабевающим курсом доллара, регулируемым решением ЦБ РФ. По сути, первое — душит развитие промышленности и экономики в целом, второе — делает неконкурентоспособным внутреннее производство даже в условиях санкций, поскольку импортные товары становятся дешевле отечественных. Изначально повышение ставки и фиксация курса выглядели как борьба со спекулятивным капиталом с помощью административных мер. Но сейчас, как отмечают многие экономисты, „сушка“ экономики во имя борьбы с инфляцией ведет страну к кризисным явлениям», — сообщил руководитель оперативного штаба Независимого профсоюза «Новый Труд» Алексей Неживой.
Эксперт выразил удивление применению методов монетаризма в ситуации, когда страна и так находится под мощнейшим экономическим давлением и вынуждена направлять значительную часть бюджета на ведение СВО.
«Можно уверенно предположить, что под давлением нарастания кризисных явлений даже финансовый блок правительства будет вынужден потихоньку „приоткрывать кран“, давя на ЦБ, чтобы дать очередную порцию кислорода задыхающейся экономике. Но России нужна экономика и спринтера, и стайера. Время быстро поставит вопрос о кардинальной смене подхода к управлению экономикой. Конфликт старых банков с необанковской системой маркетплейсов, выросшей из цифровизации, платформизации и изначально нацеленной на обслуживание товарно-денежного обмена на электронных площадках, — это симптом. Он показывает, что в недрах старого экономического уклада вызревает новый, более дешевый и эффективный. Его сила в том, что он лишь интерфейс финтеха, а не корпорация, цель которой — максимальное извлечение дохода из экономики, доход ради дохода», — сообщил эксперт.
При этом, отметил он, «ничего в этой экономике не производя, старая система становится для нее все более неподъемной обузой».
«Мы ждем цифровой рубль, который нельзя украсть, а также ИИ и платформизацию в банковской сфере. Это станет защитой от коррупции, неэффективности, криминала и, главное, изменит суть банковской системы — от ростовщичества к эффективному интерфейсу для обслуживания финансовых потоков. Монетаризм давно умер. Его конвульсии приведут нас к мобилизационной экономике, а затем — к экономике платформ, цифровизации, роботизации и автоматизации.
Поэтому наш прогноз по ставке: ЦБ будет держать ее до последнего, вынужденно снижая на полпункта месяц за месяцем. Никакого макроэкономического эффекта это не даст, зато все громче будут звучать требования сменить подходы и методы управления. Кризис 1998 года привел к власти правительство Примакова-Маслюкова и ЦБ во главе с Геращенко. Запасаемся терпением и ждем. Социально-экономический дарвинизм в действии, а мы — внутри этого процесса", — заявил аналитик.
Ранее сообщалось, что фиксируемый прирост потребительских цен может стать фактором в пользу выжидательной позиции по ключевой ставке, а значит и мерой поддержки рубля.